03.12.2013 12:07

Порядок назначения штрафов, которые должен будет выплатить нечестный подрядчик или заказчик, нарушивший правила выполнения контракта, утвержден Правительством.

В тексте постановления перечисляются условия и принцип назначения штрафов "в случае нарушения исполнения стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения сторонами обязательств) и пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» устанавливается порядок назначения штрафа в случае нарушения обязательств контракта подрядчиком-исполнителем или заказчиком".

Так, предлагается рассчитывать штраф, исходя из стоимости заказа, а также процента уже выполненных работ.
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту заказчик устанавливает в контракте следующие размеры штрафов:

  • 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
  • 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
  • 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Предусмотрен порядок штрафов и для заказчика:

  • 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
  • 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
  • 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В документе также прописаны правила, по которым будет рассчитываться размер штрафа, выплачиваемого за просрочку исполнения заказа — пени. Так, в этом случае сумма штрафа зависит практически от тех же величин: общей стоимости заказа, процента выполненных работ, а также периода просрочки исполнения обязательств.

В пояснительной записке к документу расшифровываются все формулы, данные в проекте акта.

Согласно формуле для определения размера пени цена контракта должна быть уменьшена на стоимость фактически исполненных поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в установленный контрактом срок обязательств по контракту. Сложившуюся разницу потребуется умножить на расчетный размер ставки.

Сфера госзакупок в последнее время подвергается частым изменениям. Так, Правительство утвердило список товаров, купить которые можно будет только на аукционе. Среди них одежда для взрослых, нефтепродукты, продукты пищевые и напитки, металлы, машины электрические и электрооборудование, медицинские изделия, работы строительные, услуги по оптовой и розничной торговле и т. д. По мнению авторов документа, аукцион — лучшая форма конкурса в том случае, все технические тонкости четко прописаны и дело только в цене. Кроме того, штрафные санкции за победу в тендерах аффилированных с их организаторами компаний предложено возлагать на чиновников.

Эти и другие инициативы станут подзаконными актами к закону «О ФКС», который вступает в силу 1 января 2014 года

Кроме этого, ответственность за победы в госзакупках аффилированных с организаторами компаний возложат на самих чиновников. Предлагаемые штрафы, однако, не соразмерны, потенциальной выгоде от победы. Такова суть поправок в закон ФКС, внесенных Минэкономразвития.

Размещенный на Едином портале раскрытия информации проект поправок уже прошел процедуру независимой антикоррупционной экспертизы. Чиновникам, допустившим до торгов своих родственников или партнеров и обеспечивших им победу оштрафуют или дисквалифицируют на три года. Верхняя планка штрафа составит 50 тысяч рублей.

Проект Минэкономики меняет схему внешне незначительно — но юридически значимо. Проект делает запрет участвовать в конкурсах или аукционах аффилированным с представителями госзаказчика однозначным требованием к любому участнику госзакупки в рамках ФКС. Запрет, который ранее мог быть (а мог и не быть — на усмотрение суда) основанием для расторжения контракта, как предполагает Минэкономики, будет распространяться на них и как на владельцев компаний-контрактеров в случае, если аффилированным с закупщиком лицам принадлежит более 10% акций в ней. Но при этом из текста закона будет убран пункт об обязательном предоставлении сведений о владельцах и руководителях компании для участия в торгах — они заменяются простой декларацией участника об отсутствии конфликта интересов. Мало того, в действующей редакции закона о ФКС пункт, запрещающий требовать предоставление сведений от компаний вне установленного списка, распространяется и на сведения об аффилированности. Вероятно, предполагается, что представители госзаказчика сами при возникновении у них подозрений будут проверять, не связана ли с ними компания-претендент на госконтракт, своими силами.

Перемещение Минэкономики ответственности с компании-участника госзакупок на комиссию по госзакупке, по сути, означает, что в ведомстве признали очевидное: обыкновенно в коррупционной практике РФ не компании внедряют в конкурсные комиссии своих эмиссаров, а чиновники "подтягивают" на конкурс созданные ими и их родственниками юрлиц-посредников. Де-факто Минэкономики правкой закона о ФКС прямо провозглашает: госконтракт, подписанный чиновником с аффилированной компанией, всегда нечестен и должен быть расторгнут вне зависимости от того, доказана ли выгода чиновника в нем или нет.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить